МАГИЧЕСКИЙ МАРОККО: КОЛДУН, ПУСТЫНЯ, КОЛОРИТ
Целых девять дней мы колесили по стране в машине, которую прозвали домом.
И это было одно из самых смелых и насыщенных путешествий
в истории девичников Neverbored Travel.
Изучая Марокко, мы удивлялись, как много сцен и пейзажей сменяется
буквально за один час!
Возможно, программа была чересчур насыщенной для девяти дней,
но ни один из городов невозможно оставить без внимания.
Касабланка
Именно в этом городе мы встретились и начали наш девичник.
Касабланка запомнилась нам широкими пляжами, окутанными дымкой от океана, где растворились вся наша усталость и беспокойство. Мощная энергетика океана наполнила нас силами для предстоящего путешествия. Для первого ужина мы нашли марроканский ресторан с уютным садом и живой музыкой в исполнении местных музыкантов. Здесь, рассказывая истории, о которых знают даже не все близкие друзья, мы начали погружение в жизни друг друга.
Эссуэйра
Сюрпризы начались уже по дороге в Эссуэйру, когда мы заехали на устричную ферму. Наш обед состоял из свежайших устриц, только что выловленных морских ежей и бутылки местного розового вина, которое марокканцы почему-то зовут серым.
В маленький городок на берегу океана, знаменитый серфингом, мы приехали под вечер. С побережья океана дул прохладный ветер, а на гигантском пляже мы почувствовали себя маленькой песчинкой. Когда-то в Эссуэйру приезжал Джимми Хендрикс, поэтому в 70-х годах частыми гостями здесь были хиппи, что отразилось на декорациях местных ресторанов и кафе.
Ужинали мы на крыше риада под открытым небом с видом на океан и под живую музыку.
марракеш
Самый популярный, самый колоритный, самый шумный город в Марокко встретил нас цветным калейдоскопом улочек, риадов, базаров со специями, коврами, тарелками, ажурными лампами, зеркалами и яркими нарядами берберов.
Такой суеты и многоголосья мы не встречали нигде в Марокко. В узких торговых рядах медины не протолкнуться. Чуть стемнеет, и на центральной площади медины Джемаа-аль-Фна начинается спектакль: танцы и песни на берберском и арабском языках, бесконечные ряды с мангалами, на которых жарятся тонны мяса, лавки с горами апельсинов, мандаринов и ананасов, где продавцы наперебой предлагают свежий сок по два доллара за стакан. Вся площадь погружается в дым от шашлыков и звуки музыкальных инструментов, воздух пропитывается запахами еды, специй и ароматических масел.
Здесь, не без помощи нашего гида Халида, мы решились на отважный шаг — поужинать в одной из лавок прямо на площади Джема-аль-фна.
Выпив свежевыжатый апельсиновый сок на аперитив, мы переместились к лавке с большим чаном с мутной жидкостью коричневого цвета. В ней варились виноградные улитки. «Таких улиток вы не попробуете нигде» — уверенно сказал Халид, и нам пришлось довериться и попробовать. Нужно ли говорить, что после трех порций улиток мы попросили еще? За горячим отправились в соседнюю лавку, где в ряд выстроились… отрезанные головы коров. На стол нам поставили рыбу в кляре, кольца кальмаров, оливковую пасту и самые вкусные баклажаны на гриле, которые мы когда-либо пробовали.
Нашим главным гастрономическим открытием стали приготовленные мозги, видимо тех самых коров, которые украшали прилавок. Звучит ужасно, но на одной из самых безумных площадей в мире среди дыма, бесконечного потока людей и вибраций от криков зазывал и ритмичных звуков берберских барабанов привычные рамки стираются, и такой гастрономический опыт уже не кажется чем-то отвратительным и невероятным. После ужина Халид поведал нам секрет хорошего переваривания пищи, напоил чаем из имбиря и еще нескольких десятков специй.
Этот ужин мы еще не раз вспомнили, как один из самых вкусных, колоритных и незабываемых.
имлиль, колдун и пещера
Поселение, известное всем любителям треккинга и походов по горам. Именно сюда приезжают экстремалы для восхождения на самую высокую гору в Марокко.
Такую высоту мы брать не стали, у нас была другая миссия — попасть «на прием» к местному колдуну, загадать заветное желание и совершить ритуал очищения в мистической пещере. Здесь наш гид отдал нас в руки местного проводника — не каждый имеет доступ к колдуну и знает, как правильно совершить обряд. Подниматься предстояло семь километров в высокогорную деревню, где живут настоящие берберы. Их сколоченные из досок «дома» на скалах и висящие на продажу одеяния напоминали декорации к историческому фильму. Нам периодически приходилось щупать себя, чтобы убедиться, что это не сон, а реальность.
Нам выдали свечи, бутылку с ароматической водой, платки на голову и завели в дом к колдуну.
Нас встретил сидящий на ковре мужчина в берберской одежде со сложно определяемым возрастом, рядом с ним сидел еще один мужчина, они доброжелательно поприветствовали нас и пригласили сесть к камню, покрытому тканью. Как оказалось, этот «камень» был мощами какого-то святого. Дальше мы мало понимали, что происходит. По очереди подходили к колдуну, садились перед ним на ковер и говорили свое желание проводнику. Тот переводил ему на берберский, а затем они в три голоса начинали петь песни, поднимая руки к небу, затем прикладывая их к сердцу. Молитвы их были настолько сердечные и искренние, что в какой-то момент у колдуна появились слезы на глазах. После обряда нас отправили в пещеру. Пещера оказалась каменным сараем метр на метр, где внутри согнувшись в три погибели нужно было раздеться до гола и окатить себя ледяной водой и причесать волосы специальной пластмассовой расческой. Сначала мы отнеслись к этому скептически. Пещера-сарай не вызывал у нас доверия, в нем было темно и сыро. Но делать нечего — назвался груздем, полезай в кузов.
Поддерживая друг друга морально, по двое мы залезали в пещеру, раздевались и окатывали себя водой. И тут случилось невероятное. Ледяная вода обжигала тело, но после каждого ковша с тела смывалась усталость и негативная энергия, мы зачерпывали воду и выливали на себя еще и еще. Вышли из пещеры мы, смотря на мир другими глазами, краски стали ярче, тело на сто килограммов легче, хотелось парить.
Этот опыт стоит пройти каждому, вот только мало кто решится на такое в одиночку. И только вместе, сплотившись и поддерживая друг друга, мы сделали это и духовно стали еще ближе.
Пустыня
Город Аит-Бен-Хадду и Урзазат, где снимали голливудские фильмы «Мумия», «Гладиатор», «Жемчужина Нила» и многие другие, мы проехали мимо, сделав остановку, чтобы полюбоваться им издалека. Огромный замок из песка, окруженный пальмами, оливковыми рощами и рекой Урзазат манил нас. Но мы очень торопились успеть на закат в пустыню, ведь путь со всеми остановками занял целых шесть часов.
Как оказалось, ехали не зря. Закат и ночевка в сердце пустыни Сахары стали чуть ли не самым ярким нашим впечатлением.
Часовой путь на верблюдах до деревни с шатрами пролетел незаметно. Неспешный шаг животных, безмолвные барханы, оранжевый песок и закатное солнце ввели нас в настоящий транс.
А в самой деревне нас ждал сюрприз. Мало того, что двухместный шатер с душем и туалетом внутри напоминал сьют уровня вип, так еще и наш гид заказал нам берберских барабанщиков.
После ужина блюдами местной кухни нам разожгли костер. Это была волшебная ночь, наш хоровод вокруг огня напоминал ритуальные танцы африканских племен. Свидетелями этой мистерии были яркая луна и миллиарды звезд, которые мерцали в черном небе, словно бриллианты.
фес
В деловую столицу Марокко с многовековой историей и культурой, которая чувствуется в воздухе, мы отправились сразу после завтрака. И снова путь предстоял долгий, зато какой! Из пустыни мы попали в горные серпантины, из гор спускались в болотные равнины, из равнин въезжали в густые леса с обезьянами, прыгающими по дубовым веткам, оттуда к высохшему озеру, а за ним снова поднимались в горы. Здесь мы жили в самом красивом риаде с кроватью с балдахином, многочисленными узорами, орнаментами, декорациями и фантастической террасой на крыше здания с видом на город.
С утра нас ждал яркий марокканский завтрак с медом, джемом, оливками, лепешками и блинчиками, а после мы отправились на прогулку по Медине. В ней нам больше всего запомнилась кожевенная мастерская, где на входе нам дали веточки с мятой. Нет, не для того, чтобы мы заварили марокканский чай.
Дело в том, что кожу для мягкости обрабатывают навозом и пометом, поэтому запах вокруг стоит непереносимый. Когда думаешь о том, что люди работают здесь каждый день по девять часов, становится как-то неловко. За свою работу в комфортных офисах или в свободном графике из дома или в кафе, за возможность выпить горячий кофе. Мы еще раз осознали, насколько счастливы жить своей жизнью, поблагодарили Вселенную за это, а на выходе купили сумки и куртки из местной кожи только потому, что нам очень хотелось отблагодарить людей за их тяжелый труд.
Шефшауэн
Его голубые дома и городские стены сливаются с бездонным небом Африки. Сам город расположился на многочисленных холмах, там нет прямых и горизонтальных дорог, можно бесконечно плутать по извилистым улочкам, фотографировать котиков и рассматривать детали. Альбом в телефоне окрасился в синий цвет от десятков фотографий на фоне стен, деревянных дверей, внутренних садиков, запечатлеть хотелось каждый уголок!
Это город художников, романтиков и любителей шоппинга — именно здесь мы нашли самые дешевые цены на сумки, украшения, ковры, посуду и другие изделия местных ремесленников. Наши чемоданы были уже полны покупок, и все равно мы не смогли удержаться, так хотелось увезти часть этой культуры с собой.
Так же удивительно и то, что простая и незатейливая в приготовлении еда местных жителей удивительно вкусна. В основном это овощи и мясо, приготовленные в глиняном горшке — танжине, кускус с куркумой, разными травами и овощами и мясо, которое можно есть здесь в любой забегаловке прямо на дороге.
Вернувшись в заключительный день в Касабланку, где мы начали это невероятное путешествие, нам показалось, что с первого дня прошла вечность! Столько прожитых эмоций, столько впечатлений, столько картинок не увидишь и за несколько месяцев жизни дома!
Закончить рассказ о девичнике в Марокко хочется цитатой из поста участницы тура Ирины: «Любое путешествие в новую страну оставляет свой след в душе, но эта поездка в сказочную страну Марокко изменила меня навсегда…»
Путешествуйте с нами и меняйте свою жизнь к лучшему!